вторник, 26 января 2016 г.

8.Роль различных видов транспорта РФ в мировой транспортной системе

Место транспорта России в мировой транспортной системе

Значение транспорта в экономике любого государства объек­тивно характеризуется такими показателями, как доля транспор­та в валовом внутреннем продукте, основных фондах, капиталь­ных вложениях и некоторыми другими.
Доля грузового транспорта и связи в валовом внутреннем продукте (ВВП) Россия составляет примерно 8 %, в то время как в развитых странах с рыночной экономикой от 9 до 12%. Низкий вклад транспорта России в ВВП во многом объясняется недоста­точно рациональным использованием имеющихся на транспорте ресурсов и неразвитостью сферы нетранспортных услуг. Нера­циональная структурная и инвестиционная политика, отстава­ние в развитии транспортного сервиса привели к тому, что доля доходов, получаемых от предоставления услуг, не связанных с перевозкой, составляет от 5 до 20% по разным видам транспорта (в развитых странах она превышает 25—30%).
Транспорт относится к числу наиболее капиталоемких отрас­лей экономики. В развитых странах ежегодные капиталовложе­ния в инфраструктурные отрасли, крупнейшей из которых явля­ется транспорт, составляют примерно 20%. При этом в эти от­расли идет около половины государственных инвестиций. В Рос­сии доля транспорта в инвестициях в народное хозяйство дли­тельное время была стабильной и составляла 13%. В 1990 г. она снизилась до 11%, в 1992 г. до 5%, а в 1994 г. — до 3%. Особенно при этом пострадали закупки транспортной техники по импорту, так как 40% авиационной техники, 60% наземных систем воз­душного транспорта, 60% морских судов, 80% двигателей к речным судам, весь пассажирский флот, весь парк автобусов особо большой вместимости и половина трамвайного парка обеспечивались поставками из-за рубежа. Сокращение инвести­ций на транспорте несильно ощущается в краткосрочный период времени, однако в перспективе оборачивается дополнительными издержками.
Отметим еще такой важный показатель, как транспортная подвижность населения, измеряемая числом пассажиро-километров, приходящихся на одного жителя страны в год. Спад в экономике, значительный рост пассажирских тарифов, резкое и глубокое падение уровня жизни большей части населения Рос­сии сказались на транспортной подвижности населения. Этот показатель в 1994 г. снизился по сравнению с 1990 г. на 25% и составил 3,5 тыс. пассажиро-км во внегородском сообщении в год на одного жителя. Таким образом, транспортная подвиж­ность в России ниже, чем в развитых странах в два-три раза. Опасность этой тенденции состоит в том, что снижается мобиль­ность трудовых ресурсов, и в результате создаются серьезные трудности для формирующейся рыночной экономики. Спад объ­ема перевозок пассажиров коснулся всех видов транспорта обще­го пользования. При этом произошло снижение пассажирооборота воздушного транспорта и некоторое увеличение его на же­лезнодорожном транспорте. Такие структурные сдвиги вызваны резким повышением тарифов на авиаперевозки пассажиров, в основном из-за роста цен на авиационное топливо.
Мировая транспортная сеть развита неравномерно по стра­нам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть в Запад­ной Европе и Северной Америке, наименее развитая — в Африке и некоторых странах Азии.
Общая протяженность мировой транспортной сети всех ви­дов транспорта (без морских линий) составляет более 31 млн км, в том числе 25 млн км наземных путей сообщения (без воз­душных линий). Протяженность мировых путей сообщения по видам транспорта распределяется следующим образом: 86% — автомобильные дороги, 7% — железные дороги, 4% — трубопро­воды и 3% — судоходные речные пути, включая каналы, озера и водохранилища.

Место различных видов транспорта Российской Федерации в мировой транспортной системе можно определить из сле­дующих сопоставлений.
Железнодорожный транспорт. Общая протяженность миро­вой железнодорожной сети составляет 1,2 млн км. Эксплуата­ционная длина магистральных железных дорог России равна примерно 7% протяженности железных дорог мира. Они вы­полняют 35% мирового грузооборота и почти 18% мирового пассажирооборота. Только США располагают более протяженной, чем Россия, сетью железных дорог — 188 тыс. км. Однако по показателю "густота транспортной сети" Россия находится далеко позади экономически развитых стран. В России этот показатель составляет 5.1 км/1000 км2 территории, что в 4—15 раз меньше, чем, например, вСША, Франции, Нидерландах, Герма­нии. и в 5--7 раз меньше, чем, например, на Украине или в Бе­лоруссии.
Доля электрифицированных дорог в России составляет 45% протяженности сети, тогда как этот показатель в мировой транс­портной системе колеблется в очень широком диапазоне — от 0,1—0,9% в Канаде и США до 80—90% и более в таких странах, как Люксембург и Швейцария. 42% российских железных дорог — двух- и многопутные, как в Германии и Франции. В то же время в Канаде и Финляндии таких дорог всего 5—8%.
Железнодорожный транспорт в России является ведущим в транспортной системе с точки зрения выполняемой перевозочной работы. На его долю в 1994 г. приходилось более 47% внутреннего грузооборота страны. Столь же значительна доля этого вида транспорта в таких с гранах, как Чехия (65%), Польша (51%), Украина (75%), а также Швейцария (42%), Австрия (40%). Швеция (35%). В транспортной системе США на долю железно­дорожного транспорта приходится 30% грузооборота. Значитель­но меньше доля железных дорог в перевозочной работе в таких странах, как Дания (13%), Норвегия (12 %), Италия (10 %), Ни­дерланды (4%). В некоторых странах, например в Нидерландах, грузовые перевозки выполняются только вночное время. Пер­спективы развития железнодорожного транспорта различны в разных странах. Так, в США сеть железных дорог за 10 лет с 1980 г. сократилась на 100 тыс. км (с 288 тыс. км до 188 тыс. км), а пер­спективной программой развития транспортной системы, приня­той в 1991 г. и рассчитанной до 1998 г.. предусмотрено прежде всего финансирование развития национальной системы автома­гистралей и общественного транспорта.
Развитые страны Западной Европы стремятся к разработке и реализации единой политики в области транспорта. Одним из направлений этой политики является перенос центра тяжести на развитие видов транспорта, наиболее благоприятных для окру­жающей среды, в частности железнодорожного, а также на сме­шанные (мультимодальные) перевозки. Это в первую очередь связано с ужесточением стандартов в области экологического воздействия транспорта. И поскольку мощность национальных транспортных систем рода стран (Германия, Нидерланды и др.), в первую очередь автомобильных дорог, недостаточна для удов­летворения перспективных транспортных потребностей, предпо­лагается ликвидация этого дефицита за счет приоритетного раз­вития железнодорожного транспорта.
Автомобильный транспорт. В России этим видом транспорта выполняется более 86% всего объема перевозок грузов внутри страны и более половины всех перевозок пассажиров. При этом важное место занимает автомобильный транспорт общего поль­зования. Еще выше доля перевозок грузов автомобилями в транспортных системах Австрии (почти 100%), Болгарии (92%), Дании и Финляндии (по 93%), Ирландии (96%) и некоторых других стран.
Значительно меньшую долю занимает автомобильный транс­порт в грузообороте России (во внутренних грузовых перевозках — примерно 9%). В некоторых странах Европы на автомобильный транспорт приходится основная часть транспортной работы внутри страны. К ним относятся Австрия (32%), Польша (37%) Нидерланды (46%), Франция (59%), Финляндия (68%), Дания (72%), Великобритания (83%), Ирландия (90%).В США автомо­бильный транспорт выполняет примерно 25% грузовой работы.
Важное место в России занимает автомобильный транспорт общего пользования и пассажирский.Им перевозится в девять раз больше пассажиров, чем железнодорожным, речным и авиа­ционным вместе взятыми. Главным образом, это перевозки авто­бусами в городском и пригородном сообщениях. В последние го­ды в транспортной системе России наблюдается рост пассажирооборота индивидуальных легковых автомобилей.
По пассажирообороту автомобильный транспорт уступает только железнодорожному, который, как известно, перевозит пассажиров в среднем на значительно большие расстояния, чем автотранспорт.
Что касается развитых стран Европы, то и здесь доля автомо­бильного транспорта во внутренних пассажирских перевозках во многих странах значительна. Так, автомобильным транспортом общего пользования выполняются в Дании 56% пассажиро-километров, в Германии 48%, в Швеции 50%, в Финляндии 64%. Наиболее низкое значение имеет этот показатель в США — все­го 10% (основная доля — более 80% — приходится на воздушный транспорт). Однако необходимо подчеркнуть, что с учетом инди­видуальных автомобилей в большинстве развитых западных стран преобладающая часть пассажирооборота (88—92%) прихо­дится именно на автомобильный транспорт (88% в США, по 89% в Дании и Норвегии, 91% в Германии и 92% в Финляндии).
Крайне осложняет положение дел с автомобильными перевоз­ками и в целом экономическое и социальное развитие России слабое развитие автодорожной сети и ее неудовлетворительное состояние. Занимая территорию около 17 млн км2, Российская Федерация располагает всего 776 тыс. км автодорог общего поль­зования с твердым покрытием, или 47 км дорог на 1000 км2 тер­ритории. Это очень низкие показатели не только по сравнению с развитыми западными странами, но и со странами СНГ, бывши­ми республиками СССР (табл. 1.2).
Если рассмотреть качество дорожного покрытия, то 15 % авто­мобильных дорог общего пользования в России — грунтовые. Менее половины (47%) автомобильных дорог с твердым покрытием — это цементобетонные и асфальтобетонные, а более трети (38%) имеют недолговечное щебеночное или гравийное покры­тие, хотя себестоимость перевозок на дорогах с низшими типами покрытий в три—пять раз выше, чем на дорогах с усовершенст­вованными капитальными типами покрытий.

Т а б л и ц а 1.2
СтранаПротяженность сети автодорог, тыс. кмГустота автодорожной сети, км/100 км2 территории
Россия
Белоруссия
Канада
Чехия
Франция
Германия
Италия
Латвия
Нидерланды
Швейцария
Украина
США
Великобритания
Япония

Как было отмечено выше, в странах Западной Европы ме­няются приоритеты инвестиционной политики в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транс­порта. Тем не менее продолжается развитие и совершенствова­ние системы трансевропейских и национальных автомагистра­лей. В США транспортная политика в области наземного транс­порта направлена прежде всего на дальнейшее развитие автомо­бильных дорог, и, в частности, на строительство междуштатных дорог. Поэтому программа развития транспортной системы до 1997 г. предоставляет на развитие автомобильных дорог 80% пре­дусмотренных на развитие транспорта средств. Большое внима­ние в этой программе уделяется новым транспортным технологи­ям, в частности предусмотрено выделение значительных средств на развитие системы автоматического управления автотранспорт­ными средствами на магистралях.
Внутренний водный транспорт. В работе транспортной систе­мы Российской Федерации он составляет относительно небольшую долю (4,4 % в грузообороте и 3,0 % в объеме перевозок гру­зов в 1995 г.), но имеет особенно большое значение для обес­печения транспортно-экономических связей в северных и вос­точных районах страны.

Таблица 1. 3
СтранаДоля водного транспорта во внутренних грузовых перевозках, %
в объеме перевозокв грузообороте
Россия3,04,4
Бельгия19,117,1
Финляндия0,410,2
Франция4,13,4
Нидерланды32,243,5
США17,03,0

Внутренний водный транспорт играет довольно большую роль в экономике некоторых стран (табл. 1.3 — данные за 1991 г.). В эти данные не входит внутренний морской транспорт, хотя в не­которых странах (Греция, Дания, Италия, Норвегия и Велико­британия) он играет важную роль во внутреннем транспорте страны.
Страной, площадь которой сравнима с Россией и в которой внутренний водный транспорт занимает важное место в транс­портной системе, являютсяСША. Протяженность водных путей США 40,8 тыс. км, что составляет 40% аналогичного показателя в России. При этом по внутренним водным путям ежегодно пе­ревозится 700 млн т различных грузов, что почти в три раза больше, чем в России.
Трубопроводный транспорт. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна. Это объясняется большим экспортным потенциалом нефте- и газодобывающей отрасли. В 2009 г. доля нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта в грузообороте составила 50,5 %, а в объеме перевозок примерно 13,1 %. В табл. 1.4 приводятся данные за 1992 г. по протя­женности трубопроводов и объему транспортировки в некото­рых странах.
Воздушный транспорт. Роль этого вида транспорта в пасса­жирских перевозках в России значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфра­структуры некоторых районов страны, особенно на востоке. В большинстве развитых западных стран, кроме США, воздушный транспорт не имеет такого значения во внутренних перевозках, как в России, где в 2009 г. на долю воздушного транспорта при­ходилось 26,1 % всех междугородных пассажирских перевозок (в США 17%).
Таблица 1.4
СтранаПротяженность трубо­проводов, тыс. кмОбъем транспорти­ровки, млн тГрузооборот. млрд т-км
Франция4,970,622,5
Германия3,190,713,9
Италия3,472,011,3
Нидерланды3,947,05,5
Россия65,0 (231 – 2009 г.)421,0 (984,9)90 (2246)
Украина6,480,338,4
США340,2932,9843,5
Польша2,230,211,9
Румыния3,914,82,6
Испания3,522,65,3

Протяженность воздушных линий гражданской авиации Рос­сии составляет примерно 800 тыс. км, в том числе более 200 тыс. км — международные линии. Авиаперевозки выполняют пример­но 400 российских авиакомпаний, что значительно больше, чем в любой развитой западной стране. При этом 18 авиакомпаний из 400 выполняют 3/4 пассажирооборота. Функционируют 845 аэропортов, в том числе 49 — международные. Основу парка гра­жданской авиации страны составляют устаревшие самолеты: 26% воздушных судов находятся в эксплуатации от15 до 30 лет, 7% — свыше 30 лет. Ведутся работы но подготовке к эксплуатации новых самолетов, имеющих характеристики на мировом уровне.


УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В ОБЩЕМ ГРУЗООБОРОТЕ (в процентах)
СтраныГодыЖелезно­дорожныйАвтомо­бильныйТрубопроводный1)МорскойВнутренний водныйВоздушный
Россия42,74,449,81,71,30,1
Азербайджан11,811,769,27,2-0,1
Армения78,520,0---1,5
Беларусь49,510,639,7-0,10,1
Болгария5,715,974,92)0,0
Венгрия18,866,410,6-4,10,1
Германия3)21,363,82,912,0
Грузия90,48,5-1,0-0,1
Италия3)11,183,95,00,1
Казахстан66,419,613,70,30,020,02
Киргизия50,648,8--0,40,2
Китай24,411,663,92)0,1
Польша20,359,78,810,70,50,0
Республика Молдова4)58,841,2--0,020,02
Румыния19,271,82,60,06,40,0
Соединенное Королевство (Великобритания)3)12,782,34,90,1
США3)45,631,814,4...8,2
Таджикистан49,050,8---0,2
Узбекистан79,919,20,1-0,10,7
Украина74,510,99,93,31,30,1
Франция3)14,574,97,43,1
Япония4,059,935,9-0,25)
1) По всем странам, кроме России, - без газопроводного транспорта.
2) Включая внутренний водный транспорт.
3) Без учета морского и воздушного транспорта.
4) Без данных по территории левобережья р. Днестр и г. Бендеры.
5) Грузооборот на внутренних авиалиниях.

1 комментарий:

  1. Я очень доволен услугами мистера Ли по ссуде, и ваши предложения помогли мне получить очень хорошую сделку по жилищному кредиту. Я был бы рад порекомендовать ваши услуги своим друзьям, ищущим ссуду ».
    Не ходите никуда, если ищете ссуду. Мистер Ли лучший. Я очень рекомендую его услуги. Лучшее, что я когда-либо имел удовольствие работать с его ссудой с низкой процентной ставкой. «Это г-н Ли. Контакт на случай, если кто-то здесь ищет ссуду. Whatsapp: + 1-989-394-3740. & Электронная почта: 247officedept@gmail.com

    ОтветитьУдалить