вторник, 26 января 2016 г.

6.Составление структурной схемы транспортной системы

Структурно-функциональная характеристика транспорта

Структурно транспорт можно представить как систему, со­стоящую из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис. 1.2). При этом обе части системы могут быть представлены предприятиями федеральной (государственной), муниципальной или частной форм собственности.
Транспорт общего пользования выступает как самостоятель­ная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления. Транспорт общего пользования — это транспорт, который в соответствии с действующим законода­тельством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.



Рис. 1.2. Структурная схема транспортной системы

В отличие от транспорта общего пользования, транспорт не­общего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т. е. для конкретного предприятия, органи­зации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными, или технологическими. Ведомствен­ный транспорт промышленных предприятий называется про­мышленным транспортом.
Автомобильные или железные дороги (как правило, неболь­шой длины), принадлежащие тому или иному предприятию, на­зываются подъездными. В транспортной системе страны имеет­ся густая сеть таких дорог. Суммарная протяженность железно­дорожных подъездных путей превышает протяженность желез­ных дорог общего пользования. Более половины судов речного флота (в основном небольшой грузоподъемности и мощности) принадлежат различным ведомствам (предприятиям нефтяной и газовой промышленности, лесного, коммунально-бытового хо­зяйства и т. п.) В отличие от транспорта общего пользования, промышленный транспорт представлен также специальными транспортными средствами, такими как канатные и подвесные дороги, пневмотранспорт и др.
Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования, в некоторых случаях подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный. С одной стороны, магистральный — сино­ним транспорта общего пользования, а немагистральный — не­общего (например промышленный транспорт — это транспорт немагистральный). С другой стороны, термин «магистральный транспорт» применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то что они входят в состав сети общею пользования, не считаются звеньями магистрально­го транспорта и обычно именуются линиями местного значения.
В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:
универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный ;
внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);
круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и т. д.) и сезонный (внутренний водный).
Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономиче­ские и другие особенности. Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно их можно разделить на следующие группы:

показатели перевозочном и погрузочно-разгрузочно» работы (грузо- и пассажирооборот, объем перевозок грузов и пассажи­ров, приведенный грузооборот, объем отправления объем при­бытия);
показатели материально-технической базы (протяженность сети путей сообщения, ее густота, суммарная грузоподъемность или тоннаж транспортных единиц, суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц, пропускная и провоз­ная способность элементов транспортной сети);
показатели эксплуатационной работы (средняя грузонапря­женность, средняя дальность перевозок, скорость доставки гру­зов, использование грузоподъемности подвижного состава и вре­мя его оборота, среднесуточный пробег);
показатели экономической эффективности и финансовые (се­бестоимость, производительность труда, фондоотдача, фондоемкость, доходы, расходы, прибыль, рентабельность).
Важной характеристикой транспортных сетей является их тер­риториальная организация, т. е. схема взаимного размещения от­дельных элементов сети на различных иерархических уровнях.
Территориальную организацию, являющуюся продуктом дли­тельной эволюции транспорта под влиянием экономических и — не в последнюю очередь — естественно-географических факто­ров, можно считать одним из показателей потенциальных воз­можностей путей сообщения. Классификация схем территори­альной организации транспорта и членение его на иерархические уровни в сводном виде показаны в табл. 1.1. В ней выделяются прежде всего макро-, мезо- и микроструктуры. Границы между структурами достаточно жестки и определяются общностью про­изводственно-технологических задач транспорта на каждом ие­рархическом уровне. Характерные особенности указанных струк­тур на железнодорожных и в меньшей степени на автодорожных сетях прослеживаются более четко, нежели на сетях других видов транспорта. Видовые особенности транспорта проявляются в су­ществовании линейных и точечных структур. Первые характерны для железнодорожного, автомобильного, трубопроводного и речного транспорта, вторые — для морского и воздушного транс­порта.
В нашей стране детально изучены схемы территориальной ор­ганизации транспорта на региональном и субрегиональном уров­нях, значительно меньше — на первых трех уровнях. Выявлена определенная взаимосвязь мощности транспортных устройств с характером мезоструктуры. Общей закономерностью является увеличение производственного потенциала сети при переходе от простых схем к более сложным. Одновременно с изменением структуры сети изменяются и ее количественные характеристи­ки, а также информационная энтропия схемы. Под энтропией схемы понимается разнообразие возможных проектных решений (вариаций) по размещению элементов сети в рамках рассматриваемой структуры. В этом смысле можно говорить об ортогенезе схем территориальной организации транспорт, т. е. о развитии их в определенном направлении.
Т а б л и ц а 1.1
Иерархический уровень транспортной системыТранспортная структураСтадия развития структурыВид сообщения
Мега-Супер-Макро-Мезо-Микро-
Космичес­кий+----Эксперимен­тальные сообще­ния с исследовательскими целямиСообщение Земли с ближайшими к ней планетами Солнечной системы
Планетар­ный-+---Программиро­вание и проектыМеждународные сообщения
Страновой--+--Пассивное формированиеТранспорт отдельных стран и международных объединений (групп стран)
Региональ­ный---+-Активное фор­мированиеТранспорт экономических районов, город­ских агломераций и крупных городов
Субрегио­нальный----+Внутренние технологические измененияТранспорт отдель­ных населенных пунк­тов и низовых звеньев сети путей сообщения

Структуру транспортной сети России составляют наземные, водные и воздушные пути (линии) сообщения, протяженность которых составляет, тыс. км:

Пути сообщения1995 г.2000 г.2005 г.2007 г.2009 г.
Железные дороги МПС (ОАО «РЖД»)87,086,085,085,086,0
Железнодорожные подъездные пути предприятий64,053,042,042,038,0
Внутренние водные (речные) судоходные пути84,084,6101,7101,6101,5
В том числе с гарантированными габаритами пути34,042,433,043,648,3
Автомобильные дороги с твердым покрытием750,0752,0724,0771,0776,0
В том числе общего пользования463,0532,0531,0624,0647,0
Трамвайные пути3,002,972,812,712,59
Пути метрополитена0,3890,4050,4360,4420,466
Магистральные трубопроводы212,0215,0225,0229,0231,0
В том числе газопроводы148,0152,0160,0163,0166,0
В том числе нефтепроводы49,048,050,050,049,0
Воздушные линии800,0  532,0 
В том числе международные200,0  150,0 

На конец 2009 г. в Москве насчитывалось 180 станций метрополитена, в Санкт-Петербурге – 64, Нижнем Новгороде – 13, Новосибирске – 12, Самаре – 9, Екатеринбурге – 7, Казани - 6.
Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.
Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозилось 69,1 млн. пассажиров и 33,1 млн. тонн груза.
На росте объемов перевозок грузов и пассажиров отразились позитивные изменения в социально-экономическом положении страны в последние годы. Объемы перевозок грузов и пассажиров в 2000 - 2007 годах приведены в приложении № 1.

Приложение № 1
к Транспортной стратегии
Российской Федерации на

период до 2030 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий