вторник, 26 января 2016 г.

1.Продукция транспорта и ее особенности

Измерители продукции транспорта и ее особенности

Продукция транспорта, как правило, обычно измеряется натуральными величинами, отражающими объем перевозок грузов и расстояния их перевозки. Поэтому основной показатель работы транспорта – грузооборот, выражаемый в тонно-километрах (т•км). В бывшем СССР данный показатель подвергался критике. Неудовольствие этим измерителем высказывали, как правило, практики – те, кому доводилось пользоваться транспортными услугами. В чем они видели недостатки показателя "тонно-километров"? Прежде всего в том, что он не способствует снижению общественных затрат на доставку продукции, а также соблюдению графика доставки продукции. Многим потребителям приходилось нервничать, когда доставка продукции не соответствовала расписанию движения транспорта. На первый взгляд кажется, что вопрос о выполнении договорных условий касается лишь дисциплины – плановой, хозяйственной и технологической. Однако транспорт обещает доставить груз по назначению (потребителю) в "заданное время", которое дается "расписанием движения". То есть время доставки – весьма существенная сторона дела. Учитывает ли основной показатель – "тонно-километры" – это важнейшее условие? Нет, не учитывает. И нередко грузы задерживались на складах, станционных путях и доставлялись отнюдь не кратчайшими путями. В рыночных условиях такое тоже существует. Ничего странного тут нет, ибо от числа выполненных тонно-километров зависят финансовое положение, материальное и моральное поощрение транспортных организаций. Попытки оптимизировать с помощью математических методов и ЭВМ маршруты перевозок встречали негласное, но весьма ощутимое противодействие транспортников. То есть создавалась ситуация, противоречащая как здравому смыслу, так и интересам общества.
В 1985 г. в научно-технических журналах появились сообщения о новой единице измерения, которая, как считали, в достаточной степени реально должна отражать интересы транспортников и потребителей – это так называемый "трап". Этот показатель был разработан С. Б. Пшеничниковым и сформулирован так: услуга транспорта пропорциональна произведению числа тонно-километров на квадрат относительной скорости доставки.
По мнению автора, тогда и сейчас этот показатель не может быть применим на транспорте. Поскольку не скорость играет важную роль в доставке продукции, а расписание движения транспорта. Необходимо доставлять продукцию по графику. Возьмем доставку продукции со склада потребителям. Какие организации должны участвовать в расписании движения транспорта: складские – транспортные потребители? Определяются оптимальные маршруты перевозки продукции и составляются согласованные доставки продукции потребителям. В этих графиках должно быть расписано, кто что должен делать и какую ответственность должен нести, если не выполнит свои обязанности. Например, работники склада должны знать (каждый день), каких потребителей должны обслужить и какой объем поставки подготовить, погрузить этот объем в автомобиль в указанное время по приказу; автомобиль должен по графику прийти на склад в определенное время, получив продукцию, он должен в указанное время доставить продукцию потребителю и его должны разгрузить. При нарушении графика доставки продукции нарушитель должен нести материальную ответственность. Автор считает, что основным показателем работы транспорта должны быть "тонно-километры". Чтобы они эффективно работали, необходимо установить материальную ответственность каждого участника согласованного графика доставки продукции потребителям. Этот показатель применяется и в логистике для обеспечения экономических и технологических связей хозяйственных и производственных предприятий и фирм, расположенных в экономическом районе, в связях с предприятиями и фирмами, находящимися за его пределами, образующими корреспонденцию между ними. В результате возникают транспортно-экономические связи, материальным выражением которых является материало-поток.
К основным измерителям материального потока относятся транспортная масса (М), транспортный путь (L) и транспортное время (Т). Охарактеризуем эти показатели.
Транспортная масса – количество исследуемых транспортных или производственных единиц.
В логистике рассматриваются скалярная и векторная транспортные массы.
Скалярная транспортная масса состоит из находящихся в покое или в движении единиц. Направление намечающегося или происходящего перемещения неизвестно. Измеряется в тоннах и других единицах.
Векторная транспортная масса – пространственно-временная информация об источнике и стоке (пункте назначения), а в некотором случае и об определенном моменте времени перевозки.
Векторная транспортная масса – это количество продукции и транспортных средств в определенной момент времени на конкретном участке; выражается, как правило, в т•км.
Транспортный источник – пункты и районы, в которых зарождаются и возникают перевозки.
Транспортные стоки – пункты или районы, в которых перевозки заканчиваются.
Транспортный путь можно рассматривать не только как расстояние от пункта зарождения перевозки до пункта назначения доставки продукции, но и как расстояние между источником и стоком.
Транспортный путь с точки зрения транспортников является вектором. Как правило, его изображают прямолинейными соединениями источника со стоком. В действительности следует учитывать фактический путь, который в зависимости от конкретной задачи обозначается как путь следования, маршрут следования, маршрут перевозки или как кратчайший путь.
Единицами измерения транспортного пути являются единицы длины: метр, километр, морская миля и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий